В настоящее время сложно представить нашу жизнь без использования информационно-телекоммуникационных сетей, которые предоставляют жителям всего мира огромное количество контентной информации, в т.ч. и для самых маленьких возрастных групп населения.
С началом очередного учебного года в образовательных учреждениях хотим обратить внимание, что для предоставления доступа к сети Интернет в местах доступных для детей и другим лицам существует ряд требований и особенностей. Регулирует данные требования Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 данного закона доступ к сети Интернет в подобных местах предоставляется лицом, организующим такой доступ (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи) при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Также в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 Федерального закона № 436-ФЗ установлено ограничение, согласно которому вся информационная продукция (в т.ч. сеть Интернет), запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Следовательно, действие данной нормы распространяется исключительно на все места, доступные для детей, и такие места не ограничиваются только школами и другими образовательными учреждениями, это могут быть, например, библиотеки, музеи, спортивные школы, детские лагеря, санатории для детей, почта, интернет-кафе. В таких местах лица, организующие доступ к сети Интернет, обязаны исключить возможность доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию, в том числе посредством системы контентной фильтрации, ограничивающей (вплоть до полного блокирования) доступ несовершеннолетних к запрещенной информации.
Также считаем, что контентная фильтрация необходима и при использовании домашнего доступа к сети Интернет в каждой семье, где имеется доступ и у детей.
Но все же нужно понимать, что в нынешних реалиях контентная фильтрация не может гарантировать стопроцентную эффективность блокировки нежелательного контента, в связи с чем контроль использования ресурсов сети Интернет несовершеннолетними все равно должен присутствовать со стороны взрослых посредством визуального контроля, профилактических бесед о правилах пользования Интернетом, о возможности случайного доступа к подобной информации и также рекомендуется оговорить с ребенком правила поведения в таком случае.